Премия Рунета-2020
Пенза
+19°
Boom metrics
Экономика24 декабря 2014 12:45

ГАЗ – как на заказ

«Голубое топливо» для новых заводов придет по «Южному коридору»
Елена ГОЛУБЕВА
Общая длина системы газопроводов превысит 2,5 тыс.км. Фото: Виктор БОБРОВ

Общая длина системы газопроводов превысит 2,5 тыс.км. Фото: Виктор БОБРОВ

Пензенской промышленности не хватает газа: из-за дефицита топлива в области даже задерживался запуск предприятий. Долгожданные объемы «голубого топлива» в 2017 году принесет система газопроводов «Южный коридор», ожидают в областном правительстве. Но новые рабочие места для жителей региона появятся еще до запуска проекта.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ КОРИДОР

– Ряд проектов были не то что приостановлены, а слегка задерживались из-за отсутствия возможности получения дополнительных объемов газа, – признался недавно, подводя итоги года в эфире ТРК «Экспресс», начальник Управления промышленности и транспорта Пензенской области Михаил Торгашин.

По его словам, большинство заводов работают именно на природном газе, и чтобы расширить масштабы производства, нужно наращивать поставки топлива. Сложность в том, что Пензенский регион – энергодефицитный, и часть ресурсов получает от соседей. Но гнать киловатты от места выработки и дорого, и неудобно.

Теперь вся надежда – на «Южный коридор». Крупнейший за последние годы российский энергопроект охватит восемь российских субъектов, в том числе и Пензенскую область. Общая длина системы газопроводов превысит 2,5 тыс. км, она будет состоять из двух маршрутов – западного и восточного. Примерно 208 км восточного участка трассы, который соорудят на втором этапе, планируют проложить по пензенской территории.

Главная задача системы газопроводов состоит в том, чтобы увеличить поставки газа в южные и центральные регионы России. Дополнительные объемы топлива, в свою очередь, помогут ускорить развитие региональной экономики: исчезнет дефицит газа, подключатся новые предприятия и жилые дома.

- Реализация такого проекта снимет инфраструктурные ограничения и расширит наши возможности, - подчеркивал Михаил Торгашин.

ТОПЛИВО ДЛЯ РОСТА

Энтузиазм региональных властей вполне понятен. По действующим нормам, перед запуском того или иного проекта они обязаны обеспечить будущую производственную площадку всей инфраструктурой, в первую очередь – энергетической. Но нередко для этого не хватало ни объемов газа, ни мощности газопроводной сети. Однако с запуском «Южного коридора» появится возможность подключать по-настоящему масштабные предприятия, которые способны повлиять на всю пензенскую экономику.

Без нового газопровода регион рискует растерять набранные темпы роста, которые пока держатся выше среднероссийских. По данным Пензастата, в ноябре индекс промышленного производства составил 118,9%, в результате область взлетела с 11 на 3 место в Приволжском федеральном округе по этому показателю.

Правда, с точки зрения оплаты труда еще есть, куда расти. В сентябре Росстат подсчитал: средняя заработная плата в Пензенской области – около 22,4 тыс. рублей. Это почти на две тысячи ниже, чем в ПФО и почти на 10 – чем в среднем по РФ.

Поправить ситуацию может все тот же газопровод: при строительстве «Южного коридора» планируется привлекать как местных поставщиков, так и подрядчиков.

- Конечно, в топливно-энергетическом комплексе совсем другой уровень зарплат, чем во многих других отраслях народного хозяйства, – подчеркивал в этой связи глава правительства области Михаил Косой. – И, конечно, вокруг любой транспортной магистрали, в том числе и трубопроводной, возникает целая обслуживающая инфраструктура.

ФАКТ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

Председатель регионального кабинета министров признавался также, что область ждала новую систему газопроводов «не одно десятилетие». Дефицит пропускных мощностей по газу был «жирным минусом» в инвестиционной стратегии, отмечал Михаил Косой. По его словам, после запуска «Южного коридора» уровень привлекательности региона для инвесторов резко вырастет.

Наличие инфраструктуры – это главный фактор, на который бизнес обращает внимание, когда принимает решение, в какой регион или район вкладывать деньги. А если неподалеку проходит газовая трасса, то для подготовки площадки почти не требуется участие властей. Частные компании самостоятельно строят электростанции на «голубом топливе» и продают электричество соседним предприятиям даже дешевле, чем они могут купить на открытом рынке.

- Виды поддержки, которые связаны с деятельностью и налогами, рассматриваются, как правило, во вторую очередь, - пояснял первый зампред правительства Владимир Волков. – Потому что первоначальные вложения зависят от стоимости земли и от стоимости обеспечения инфраструктурой. И то, что газовая труба пройдет по районам, где у нас реально не хватает газа для серьезных проектов – это факт.