Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество19 октября 2014 9:42

Евгений Гришковец: В Киев, где жгут мои книги, я не поеду еще года три

В театре «Школа современной пьесы» вышел спектакль «УИК ЭНД» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон
Писатель Евгений Гришковец высказался на наболевшие тем

Писатель Евгений Гришковец высказался на наболевшие тем

Фото: РИА Новости

Некий бизнесмен Олег Сомов сколотил немалое состояние в 90-е годы, когда для бизнеса все средства были хороши. Пошли годы, а наш герой, зрелый и респектабельный человек, не хочет замечать изменившихся правил, он свободен от нравственных «предрассудков». Но такова жизнь: даже цинику и махровому эгоисту можно нанести сокрушительный удар. Его друг и партнер по бизнесу передает «куда следует» уничтожающий Олега компромат. В запасе у Сомова всего два дня - суббота и воскресенье - в понедельник его арестуют. За уикенд он проживает жизнь, которая ускользала от него все эти годы, вдруг понимает, что потеряна связь с сыном, что сломал жизнь жене, она превратилась в алкоголичку. В итоге, вместо того, чтобы сбежать за границу, Олег совершает мужской поступок: он остается в стране и принимает удар в полной мере.

Сюжет этой пьесы таков, что некоторые зрители обязательно найдут прототипы героев среди наших современников. Накануне премьеры спектакля мы созвонились с Евгением Гришковцом и задали ему несколько вопросов.

- Не в первый раз вы изучаете частную жизнь и душевные переживания российских нуворишей. Почему именно эти люди вам интересны?

- Главный герой пьесы - богатый человек, но уровень его состояния не имеет значения. Неважно кто он: владелец коммерческого киоска в маленьком поселке или человек из списка Forbes. Он стал богат в 90-ые годы. И таких людей много. Это мое поколение, мои современники. Зарабатывая деньги, он очень многое пропустил в жизни. Он потерял друзей, проморгал настоящую любовь, не затрачивался на воспитание детей. Всем он пожертвовал ради денег. Но тот способ, которым он жил долгие годы, закончился. А как жить дальше, он не знает.

- Когда в художественных произведениях речь идет о предательстве и подставе в бизнесе, невольно возникают ассоциациями с конкретными известными людьми. Вы ожидаете, что будет это узнавание?

- Никого конкретно мы с моим соавтором Анной Матисон не имели в виду. Хотелось бы, чтобы наша пьеса воспринималась не только сюжетно и поверхностно, а была прочитана максимально глубоко.

- Вы по-прежнему ездите с моноспектаклями по стране. Недавно были в Хабаровске, Владивостоке, Магадане... На Украину пока не собираетесь? Раньше вы туда часто приезжали.

- Еще в апреле у меня сохранялась надежда, что в октябре состоятся мои гастроли по Украине. Были намечены города Полтава, Ужгород, где я должен был выступать. Но сейчас это невозможно. Я даже не знаю, когда там окажусь. В лучшем случае, наверное, это произойдет года через три.

Когда выпускаю спектакль, я всегда играю его в Москве и Санкт-Петербурге. Потом обязательно в Киеве и Харькове. А потом уже - Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород, Казань... Я всегда был и до сих пор уверен, что для нашей единой русской культуры существует именно такая последовательность городов: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Харьков, Минск… В этих городах есть та самая публика, те театры и культурная среда, которая необходима артисту. Конечно, киевская и харьковская публика отличается друг от друга. И, разумеется, публика в Одессе отличается от публики в Днепропетровске, и от зрителей Донецка или Луганска. Так же как публика в Ростове-на-Дону отличается от той, что приходит на мои спектакли в Мурманске. И, тем не менее, по сути это одна публика. Это мои соотечественники и мои современники. Поэтому, когда я приезжал в Киев, я не считал, что это гастроли по Украине. Это была игра премьерных спектаклей такая же важная, как в Москве или Санкт-Петербурге.

Сегодня все стало иначе. Совершенно очевидно, что в следующем году, когда я буду выпускать новый спектакль, Москва и Санкт-Петербург будут обязательно. А Украины не будет совсем. Мне не понятно, как могут соседствовать в одной стране памятник советскому летчику в образе актера и режиссера Леонида Быкова из фильма «В бой идут одни старики», победителю и освободителю Украины от фашистов, вместе с памятником Степану Бандере? Это невозможно! И это противоречие неразрешимо.

- Вы не приедете на Украину еще и потому, что в некоторых украинских городах сожгли ваши книги?

- Я очень мало высказывался о происходящей сегодня катастрофе. Но даже тех моих немногих высказываний хватило, чтобы в нескольких украинских городах сожгли мои книги. В этих книгах от того, что я думаю так, как думаю, не изменилось ни одной буквы, ни одной запятой. Но отношение к ним изменилось. И ко мне тоже изменилось. Я думаю, что жгли мои книги люди, ослеплённые в тот момент ненавистью. Не все, конечно, испытывают эту ненависть. Многие в Харькове или Днепропетровске относятся ко мне по-прежнему. Я вообще считаю, что моя публика благодарная, ей просто кажется сегодня, что на некоторое время она перестала быть моей.

- Вы считаете, что трех лет хватит, чтобы отношения между нами стали прежними?

- Завод или дом снести и построить на его месте новый гораздо проще, чем восстановить отношения между людьми. Я думаю, что прежних отношений между нашими странами уже не будет никогда. О той Украине можно вспоминать, как об СССР, как о чём-то любимом или ненавистном, но безвозвратно ушедшем.

Вообще сегодня нужно нам всем немного помолчать. Любое высказывание в адрес Украины сейчас бессмысленно. Даже те, кто выступают с проукраинскими высказываниями, все равно множат злобу и раздражения. Нужны не проукраинские или пророссийские высказывания, а нужно говорить про нас. Нужен поиск новых слов, тем соприкосновения. Пока этим никто не занимается. Нам все равно придется выстраивать новые отношения, несмотря на кошмарные события и чудовищные оскорбления и обиды, которые были нанесены. Преодолевать эти обиды по отдельности не получится. Нам неизбежно придется жить вместе. Рано или поздно людям на Украине понадобятся книги, спектакли, которые производят в России. Те, кто ходят в театр и читают книги, постоянно испытывают культурный голод. Украина этот культурный голод удовлетворить не сможет, так же как российская культура монопольно не сможет удовлетворить культурный голод жителей Москвы или Санкт-Петербурга. Человеку образованному, думающему нужна еще и английская, американская, японская, латиноамериканская культура. Мы живем в едином культурном мире.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Евгений Гришковец: «Европа тщательно моет руки после каждого контакта с Украиной. Глупо этого не замечать»

Писатель Евгений Гришковец на своем сайте odnovremenno.com выложил статью, где, наконец, высказался на наболевшие темы. Его, как и многих других, волнует то, что сейчас происходит между нашими двумя странами. Напомним, что в мае этого года в нескольких городах Украины (в частности, Днепропетровске, Житомире и Запорожье) на улицах демонстративно сожгли его книги после того, как он осудил украинских националистов за участие в массовых беспорядках. Гришковец, тяжело переживающий ситуацию, решил наконец подробно выразить свое мнение по поводу происходящего. Мы решили ознакомить наших читателей с соображениями Евгения, выложенными у него на сайте (читайте далее)