Журналист "Комсомолки" хотела научиться различать цвета с закрытыми глазами.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Объявление в Интернете «Научим видеть с закрытыми глазами» привлекло меня своей ценой – 15 тысяч рублей за пятидневный курс. Тренер обещает за эти деньги все прелести подресничного мира – и цвета научат различать, не глядя, и книжку можно будет прочесть закрытую, а самое главное можно узнать, что творится на Манхэттене в данную минуту, просто закрыв глаза. Так и говорилось в объявлении, не вру! В общем, подумаешь 15 тысяч, зато сколько на путешествиях можно сэкономить!
ДЕНЬ 1. УГАДЫВАЕМ ЗАЙЦЕВ И ВОЛКОВ
В небольшом съемном офисе без вывески меня встретила тренер Светлана Соловьева, приятная женщина с мудрыми и добрыми глазами, а также большим портфелем, словно у Мэри Поппинс.
- Мы с вами будем учиться видеть без глаз, - ласковым голосом произносит женщина. – У нас есть 5 основных органов чувств, наша задача разбудить инфоцентр – так называемое 6-е чувство, за счет которого мы видим образы во сне, - тон тренера становится заговорщическим, а мои глаза округляются.
Светлана достает из портфеля пачку цветной бумаги.
- Закройте глаза, ни о чем не думайте, цвет называйте сразу.
- Красный, - выпалила я сходу.
- Рано, - ласково, почти сюсюкающим голосом корректирует Светлана. – Если ошибетесь, ни в коем случае не расстраивайтесь, не ругайте себя, у нас есть две оценки – хорошо и очень хорошо.
И тут понеслось, цвета один за другим мелькали перед закрытыми глазами, а я только успевала выпаливать – желтый, зеленый, синий, оранжевый, иногда попадая в точку. Под конец в закрытых глазах начало рябить, а тренер меня только хвалил «Хорошо, молодец, отлично!». Затем пошли более сложные упражнения. Нужно отгадать, какое животное нарисовано на открытке. Вместо волка я назвала лису, вместо слона - зайца... В общем, не отгадала никого. Но тренер успокоила, для новичка результат отличный, я все равно умничка. Довольная и счастливая я закончила первое занятие и отправилась домой со слега возбужденным «инфоцентром».
Читать с повязкой просто - главное чтобы просвет был достаточный.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
ДЕНЬ 2. НА СТОЛЕ ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ, НЕИСПИСАН, ОН ЧИСТ...
Я пытаюсь разговорить Светлану, как же мы все-таки будем видеть без глаз? В ответ мой наставник улыбается:
- Не на все есть ответы, есть научные разработки, но все они находятся в Америке, наши ученые в это не верят, хотя результаты есть. У меня знакомый колоду карт разбирает по мастям с закрытыми глазами.
- Ой, а как с ним познакомиться? – спохватываюсь я.
- Он не здесь живет, - немного строго отвечает тренер.
Задание с цветной бумагой сегодня другое. На этот раз стопка из пяти красных листов отправляется ко мне в руки. Среди алых листочков затерялся желтый. Моя задача с закрытыми глазами найти его и отложить в сторону. И, вот чудеса, действительно получается.
- Отлично, хорошо! – радуется тренер.
ДЕНЬ 3. СТЕРЕОТИПНОЕ МЫШЛЕНИЕ
После серии очередных упражнений - угадалок Светлана встает из-за стола и с закрытыми глазами показывает мне мастер класс: раскладывает толстую пачку бумаги по цветам, я чуть не аплодирую. Подозрения закрадываются уже за дверями, слишком все чудесно.
За советом обращаюсь к известному иллюзионисту и шоумену Илье Ларионову, он знаменит своими психологическими фокусами.
- Когда ты выбирала желтый цвет из красных, не обратила внимание, какой он был по счету? Наверно, третий или четвертый?
- Да, а как ты догадался? У тебя, что тоже третий глаз?!
- Это обычное стереотипное мышление. Я проверял на знакомых, примерно 90 % из них выберут из порядка одинаковых предметов именно третий или четвертый. Так уж мы устроены.
- А как пачку листов по цветам разложить? тут же стереотипы никак не применишь.
- Техник подглядывания десятки, - ухмыляется Илья, который все же верит в развитие интуиции, но считает, что это явно не тот случай. У меня опускаются руки, в «битву экстрасенсов» мне не попасть.
Тренинги по открытию третьего глаза строятся на различении цветов с закрытыми глазами. Чувствительные люди их и без третьего глаза определят, другие просто подглядывают.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
ДЕНЬ 4. ПОЛЕ ЧУДЕС
Позитивное мышление больше не заряжает меня, как аккумулятор, а возгласы «Молодец» и «Отлично» начинают даже немного раздражать.
- Сегодня, мы попробуем читать с закрытыми глазами, - нараспев, словно сказочный Петрушка Светлана предлагает новое упражнение. – Дети у нас читают в специальных масках, взрослые же просто закрывают глаза.
Из портфеля выныривает небольшая шкатулка со словами из четырех букв. «Море», «гора», «кора» - напечатаны на бумажках размером полтора сантиметра на три жирным шрифтом 25 кегля, не меньше.
- Закройте глаза, приложите указательные пальцы к краям бумажки, теперь говорите слово…
- Корт! – мажу я с первого раза.
- Может тогда голл или холл? – но это снова не то. За настойчивость получаю подсказку:
- Первая буква в названном слове находится на третьем месте, - я задумываюсь, не Якубович ли девичья фамилия тренера.
Методом подбора букв минут за 10 я разгадала слово - "нога". Приз в студию!
- Молодец! Какой успех! Вы видите, на что вы способны? – вот она иллюзия чтения с закрытыми глазами.
На мой небрежный вопрос «а вы умеете читать с закрытыми глазами» Светлана немного оскорбляется, берет стопку слов, закрывает глаза, вытягивает шею и начинает «читать».
- Стол, рыба, крот. Достаточно?
- А если вон ту брошюрку с полки взять? – язвлю я с ангельским лицом.
Нет, брошюрки здесь не читают, ведь по правилам упражнения делаются только на заготовленном материале. Видимо мелкий шрифт в щель под веками не может разглядеть даже проверенный гуру. В маске тренер тоже читать не стала, витиевато отвертелась: мол пока она сама не настолько владеет загадочной техникой, так что иногда получается откровенно плохо.
Тренер Светлана довольна моим результатом, и приглашает постигнуть следующую ступень, опять же за деньги.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
ДЕНЬ 5. ОТКРОЕМ ТРЕТИЙ ГЛАЗ ПО «СКАЙПУ». ДЕШЕВО.
С утра я попробовала похвастать перед близкими своими не дюжими способностями. Достала цветную бумагу и таблички со словами. С закрытыми глазами я разложила листы по цветам и прочитала слова. Когда я открыла глаза, передо мной стояли истуканы с открытыми ртами, сестра побежала бить копилку, чтобы тоже пойти на курсы. Ни у кого не возникло даже вопроса – подглядывала ли я, ведь в семье мне все доверяют. Видимо также доверяют многие ведомые люди новосибирскому тренеру.
На заключительном занятии моя наставница предупредила, что сегодня будет экзамен. Мы снова тренируемся с цветной бумагой, угадываем, под каким стаканчиком спрятана денежная купюра, раскладываем цветные шарики по цветным емкостям. Последнее упражнение выполняю удачнее остальных. В итоге, как ни странно, оно и оказывается ответственной сдачей. Мне выдают сертификат о прохождении курса. Свершилось.
- Катя, не теряйтесь, – просит меня Светлана, - дальше пойдет вторая ступень тренингов, можно просто прийти на занятие за отдельную плату (второе открытие третьего глаза стоит уже меньше - 10 тысяч рублей - Прим. авт.), или по «скайпу» общаться (тут уже цена дешевле).
Светлана осыпает меня ценниками из прейскуранта «Гарри Поттера». Я закрываю дверь и иду за вилкой. Этой лапши мне на год хватит.
По названию курса можно подумать, что я прошла школу скаутов или курсы преподавателя биологии. На деле же - журналисту "КП" открывали "третий глаз".
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
КОМПЕТЕНТНО
Мнение эксперта: физически это невозможно
Ведущие тренингов никак не могут обосновать с научной точки зрения, возможность видеть с закрытыми глазами. Мы попросили сделать это ученого доктора биологических наук Вячеслава Федорова.
- Некоторые мои коллеги, прочтя такое, воскликнули бы: «Чушь собачья!» Я постараюсь не быть огульным. Закрывая глаза, мы прекращаем поступление в мозг зрительной информации. Можно ничего не видеть и с открытыми глазами, если поражены зрительные нервы или человек находится в состоянии аффекта. Поэтому здесь несколько аспектов: восприятие зрительных образов сетчаткой глаза, проведение импульсов по зрительным нервам и формирование зрительных образов в зрительном центре. Окольных путей поступления зрительной информации в мозг современная физиология не знает. А без материального информационного потока видение с закрытыми глазами, да ещё чтение текстов физически невозможно. Что является материальным носителем информации в данном случае? И как он достигает зрительных центров? Значит, предъявляемый предмет (текст или кусочек цветной бумаги) должен генерировать электромагнитные волны определенной частоты, которые в состоянии проникнуть либо сквозь кости черепа, либо через глазницы и восприниматься клетками зрительных центров. Но для генерации необходима энергия. Достаточно ли энергии у предъявляемого предмета? Согласно современным физическим представлениям, явно недостаточно. Тогда что же? А дело-то поставлено на поток. Да ещё с выдачей сертификатов. Вот и принимайте решение любители посещения таких занятий.
Мнение исследователя: так и в психушку загреметь можно
Руководитель информационно-косультационного центра по вопросам сектантства при новосибирском соборе Александра Невского Олег Владимирович Заев хорошо разбирается в подобного рода оккультных сообществах. По его мнению в этой среде встречаются и шарлатаны, которым лишь бы денег содрать, и те что истинно верят в сверхспособности человека. Последние «третий глаз» вам легко откроют, но вот последствия могут оказаться удручающими:
- Главная их цель – втянуть человека, и сделать так, чтобы деньги от него поступали к ним непрерывно. Так называемый «третий глаз» они вам, в подавляющем большинстве случаев, учитывая современную оккультизацию населения, «откроют». Так что на первых порах у вас появится ощущение, что вас не обманули: обещали соединить с потусторонними силами, эгрегорами, старшими братьями по разуму и т.д., и не подвели, соединили. Как говорится: получите и распишитесь. Вот только, позже выяснится, что на поверку это всего лишь обыкновенная бесовщина, которая забавляется с простодушными бедолагами, играя с ними, как лев с добычей. Как следствие увлечения оккультными практиками, может начаться депрессия, психическое расстройство и даже галлюцинации. И примеров тому накоплено центром преизбыточное количество. Заманивать вас будут разными способами, но главные среди них непрерывная похвала, окончание упражнения на позитивной ноте, и отношение к вам как к ребенку, - объяснил Заев.
Точно, портрет Светланы, а я-то думала, что она со мной как с маленькой? Оказывается модель отношений «родитель – ребенок» часто используется в психологических практиках, верный способ повлиять на человека. А похвала за правильно сделанные упражнения поначалу заставляла думать, что у меня действительно все получается. Таким образом, 30% отгаданных вариантов выглядели как 90 или даже 100! Вот такой он хитрый, этот «третий глаз»…
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ