Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды28 августа 2014 13:05

Форму Харрисона Форда для «К-19» кроили в Питере, а актерам «Сибирского цирюльника» пришлось ушивать мундиры

Известный художник по костюмам Сергей Стручев рассказал «КП» удивительные истории из работы над знаменитыми картинами
Сергей Стручев.
</br>Фото: предоставлено Московской школой кино.

Сергей Стручев. </br>Фото: предоставлено Московской школой кино.

Когда мы говорим о кино, то в первую очередь речь идет об актерах, режиссерах, операторах, сценаристах... В той же Википедии вы нигде не найдете среди создателей той или иной достойной картины фамилию художника по костюмам. Эта профессия не такая славная, как вышеназванные, и русские, к примеру, за нее никогда не получат «Оскар» (впрочем, неамериканцам награду можно получить лишь за лучший иностранный фильм, лучшими признают только актеров, операторов и костюмеров страны, учредившей эту награду, - ред.).

Мы решили заполнить досадный пробел и рассказать о работе очень известного в киношной, но не массовой среде художника, который одевал героев таких картин, как «Брестская крепость», «Легенда №17» , «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем-2» и даже самого Харрисона Форда для голливудского фильма-катастрофы «К-19». Сергей Стручев, профессионал с 34-летним стажем, ответил на вопросы «Комсомолки» перед бесплатным мастер-классом в «Московской школе кино».

- Костюмы - дело затратное. Минимум, о чем можно говорить при съемках - сумма от миллиона рублей, - начал Сергей с ответа на вопрос, какую часть бюджета составляет работа над костюмами. - Другое дело - исторические картины-эпопеи. Качественные костюмы никогда не могут быть дешевыми. Были в моей практике масштабные картины, на которых не приходилось экономить. Например, «Сибирский цирюльник», где я работал художником именно по военному костюму.

Помню тогда Марат Башаров, еще никому неизвестный в кино актер, получил одну из ролей. Я с ним потом не раз работал, в том числе и над фильмом «Батальон смерти», где он играет Керенского. Но «Цирюльник» был его самой первой картиной. Однажды после фильма я давал интервью, а рядом сидел Марат, и, услышав в пол уха наш разговор, говорит: А помнишь, мы тогда похудели, и ты пуговицы нам перешивал?». Действительно, пришлось перешивать. Все актеры дружно похудели, потому что бегали каждый день! Дело в том, что для подготовки к съемкам два десятка актеров отправили в военное училище в Костроме, месяца на три. Актеры вместе с курсантами проходили нормальную службу, имели увольнительные и все как у служащих, например, не могли по желанию выйти из военной части. Я там был, привозил им костюмы. Они жили в длиннющих военных казармах. Там же, в маленькой комнатке для офицеров, жил Олег Меньшиков и Владимир Ильин. И у них каждое утро в 6 часов пробежка, все как у военных, без всяких поблажек. И сноровка, полученная там, кстати, очень видна в фильме. Отразилось на экране и то, что они друг с другом очень плотно сосуществовали все эти несколько месяцев. Была поставлена задача, чтобы они вживались в этот исторический костюм. И на моей памяти это была самая серьезная подготовка к съемкам, как любит говорить Никита Сергеевич, на чистом сливочном масле.

- Однажды мне удалось посидеть в одной гримерке с Сергеем Маковецким. Меня красили как актрису массовой сцены, а его, естественно, гримировали для главной роли в фильме «ЧБ». Я сидела не пикнув, а Сергей Васильевич вносил какие-то коррективы, что-то предлагал... Часто сталкиваетесь с капризами артистов?

- Сережа, да... Бывают сложности... Помню, как ему как-то раз портупея не понравилась считал, что она неправильная. Но это все актерское волнение. Мы это все понимаем и прощаем. Большим актерам прощаешь, маленьким - нет.

- Наверное, прощать приходилось и Харрисону Форду?

- На картине «К-19» мы с ним мало сталкивались - его умышленно ограждали от всех. У него был свой костюмер, мы просто ему готовили костюм, приходил его человек, забирал, относил его в вагончик и он переодетый выходил на съемку. Но военный костюм ему шили мы. В Голливуде не умеют это делать - там была английская художница, которая шила ему костюм в Лондоне, а мы отшивали ему в ателье Петербурга (в Москве по очевидным причинам моряков «шить» не умеют). Ведь существует некая специфика изготовления российской военной одежды, которую иностранцы не знают. Действительно, англичанка привезла форму из военного сукна, на хороших клеевых подкладках... Но в итоге создатели картины все-таки поняли, что наш костюм правильнее именно потому, что он сшит по нашим технологиям, из той же ткани, что и все моряки русские носят. И Форда снимали в нем.

Харрисон Форд в российской военной форме

Харрисон Форд в российской военной форме

- Говорят, в работе над «Легендой 17» вам пришлось проделать немалую работу, чтобы хоккеисты были одеты достоверно советской эпохе?

- Да уж... Если вы обратили внимание, даже коньки железные - сейчас на таких не катаются. Лезвие в то время было металлическое на три опоры: под пяткой, под ступней и по носком. Тогда их выпускали, сейчас нет. Сейчас мало того, что пластиковое, так еще на две опоры спереди и сзади. Сделать их невозможно, нужно было налаживать производство. И тут не в деньгах дело, чтобы наладить такую работу, нужно полгода времени и серьезный коллектив.

И мы решили, что современные коньки будет видно и это снизит степень достоверности. В поисках этих коньков мы много городов обыскали. Покупали на барахолках. И нашли на складах, где они десятилетиями пролежали в коробках «Спортинвентарь». Списать было невозможно. И продать тоже, потому что это никому не нужно. Помню, как мне позвонил парень, который занимался поиском: «Слушай, конки есть! Лыжных креплений нет, все сперли, потому что цветмет, алюминий, а сталь не нужна никому!»

Остальное мы достаточно легко сделали. Каски, краги нам вручную делали - перекрашивали, брали наши современные не очень хорошего качества, но похожие на изделия тех времен. Клюшки где-то реквизиторы заказывали, что-то изобретали. Много приходится изобретать. И приходится в работе над каждым новым фильмом.