Премия Рунета-2020
Пенза
+19°
Boom metrics
Общество21 ноября 2013 14:07

Противостояние на пороге Успенской церкви: столичные паломники зачастили в секту под Пензой

Послушники «Михайловской обители» уверяют всех, что они «самые православные», но в здание никого не пускают [фото]
Источник:kp.ru
Главной реликвией "михайловцы" считают могилу старца Алексия

Главной реликвией "михайловцы" считают могилу старца Алексия

Введите слово «секта» в интернет-поисковике. И тут же вы встретитесь со словом «Пенза». Наверное, для этого есть все основания, достаточно вспомнить нашумевшую историю бековских затворников, которые забрались под землю и ждали Конца света.

А совсем недавно появилось информация, еще об одной религиозной общине в поселке Победа. Здесь незаконно соорудили подобие храма. Еще в 2008 году суд решил снести его, но по сей день здание стоит, как ни в чем не бывало. При любой попытке убрать самострой жители обители обещают себя сжечь.

В тоже время сами сектанты говорят, что никто не собирается никого сжигать, потому что самоубийство – это грех!

Так или иначе, на сегодняшний день решение суда так и не выполнено.

«Обитель» под охраной

Интересно соседство «Михайловской церкви» со старым храмом Успения Пресвятой Богородицы. Это храм самый обыкновенный, сюда ходят помолиться и причаститься местные жители. На его территории и находится та самая могила старца Алексия, которому поклоняются сектанты. Разделяет храмы только дорога, поэтому, где какой сразу не поймешь.

Михаил Шумилин или «Старец Алексий», именно ему поклоняются сектанты, родился инвалидом. У него не работали ни руки, ни ноги, тряслась голова. Говорил неразборчиво. Но всегда были женщины, которые за ним ухаживали, возили в инвалидной коляске, разбирали его слова. Жил Михаил с матерью в Пензе, в частном доме на Революционной улице. Трудно сказать, как возник миф о его "прозорливости", почему инвалида вдруг стали называть старцем, но благодаря ему появился Успенский храм. Сейчас уже никто и не вспомнит его старания и как он отошел от этого дел.

Охраняется «церковь» послушниками, как режимный объект. С массивными воротами и наблюдательными вышками. Священников из Пензы сюда не пускают, с журналистами не общаются.

Существует религиозная группа, которой руководит 52-летний Александр Жуков, уже не первый десяток лет. Именует себя отцом Рафаилом, в прошлом программист.

Члены обители называют себя «последователями» старца Алексия. Община быстро стала популярной, особенно среди жителей Москвы и других больших городов – Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Волгограда. Затем последователи Алексия возвели его в сан иеромонаха и сами для себя канонизировали. Его дом и соседние земельные участки выкупили члены общины, где они и организовали свою обитель.

Михайловская обитель находится за высокими воротами Фото: Александр ВОРОНКИН

Послушников 20, а последователей намного больше

Что это на самом деле – скит, монастырь или частное хозяйство – не объяснят вам даже те, кто приезжает «пожить и потрудиться» в третий-четвертый раз. Слово «обитель» здесь используют как некий успокоительный, совершенно не определенный, термин, подчеркивающий «православность».

Сюда на послушание приезжают разные люди, среди них есть бизнесмены, чиновники даже высокого ранга. Однако в обители, как показали события 2008 года, находят убежище и аферисты различных мастей. Именно тогда в Пензе были задержаны две женщины, похитившие у 78-летней старушки 60 тысяч рублей. В одежде, похожей на монашескую, дамы уговорили бабушку отдать им свои сбережения для снятия с нее порчи, затем заменили пакет с деньгами на салфетки и бинты и скрылись. По ориентировке их удалось задержать в одном из банков Пензы, где «монашки» переводили деньги в Германию – за препараты для похудания. Как впоследствии выяснилось, обе были прихожанками Михайловской обители.

Как рассказывают местные жители, в «обители», скрытой от постороненного глаза, постоянно находятся около 20 человек. В основном это женщины 45-50 лет, как правило, приезжие из разных регионов страны, реже из Пензенской области.

А в день рождения «святого» Алексея в поселок приезжают поклониться его могилке, паломников настолько много, что автобусы выстраиваются километровые очереди!

Могила страца Алексия, которая, по мнению сектантов, очищает пищу, воду и землю. Фото: Александр ВОРОНКИН

«Опьяненные» верой

Прежде чем попасть на территорию «храма», пытаюсь пообщаться с жителями поселка.

- Ничего конкретного сказать не могу, я в поселок приезжаю только на выходные, - рассказывает Галина Н., - Про «михайловцев» слышала от односельчан.

По ее словам, секта ориентирована не на местных жителей и даже не на пензенцев, а на москвичей и жителей мегаполисов.

- Они приезжают сюда на два дня. Чем их там поят я не знаю, но после этого они уезжают домой и продают все, что можно продать, а потом возвращаются сюда и якобы «жертвуют» все деньги на «церковь», - добавляет Галина. - Приезжают они уже с детьми, внуками, у кого кто есть, и живут здесь около месяца, а потом покидают обитель. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Продавщица магазина, который расположен около обители:

- Сектанты к нам приходят постоянно. Покупают только масло и хлеб. Всегда молчаливы, в глаза стараются не смотреть, - поделилась собеседница. - На днях в обитель приезжали из шестого отдела полиции, но их не пустили даже на территорию.

Когда только начала свою работу «михайловная церковь» жила по соседству с обителью женщина, она жаловалась на угрозы сектантов отобрать землю. Михайловцы хотели расширять свои территории, а ее дом мешал задуманному. Когда мы приехали на место, то оказалось, что этого дома нет! Соседи говорят, что пенсионерка вроде бы продала свое жилье и уехала к неким родственникам. О дальнейшей судьбе пожилой женщины никто сказать не может.

Служба под аккомпанемент бензопилы

Когда я уже собиралась уезжать, решила заглянуть в Успенскую церковь. По дороге встретила женщину одну из прихожанок той самой обители. Взяла меня за руку повела за собой.

Так мне «посчастливилось» поприсутствовать на службе, если ее можно так назвать. На этот раз удивило то, что проходила она под скрежет бензопилы в самой церкви, там идут ремонтные работы. Но это не мешало священнику бормотать себе что-то под нос и постоянно падать на колени перед могилой старца. Потом каждый из трех присутствующих человек, остальные «верующие» рубили дрова за забором, 10 раз перекрестившись, падали на колени перед крестом святого Михаила, обнимали этот самый крест и так же бормотали что-то невнятное.

И никто из них не замечал, что на одной и стен Успенской церкви висит щит, с рассказом о том, что напротив находится, так называемая «Михайловская обитель» не имеющая никакого отношения к Русской Православной церкви Московского патриарха.

Не менее интересно отношение «михайловцев» и к чину освящения воды. Ее наливают в пластиковые бутыли и ставят вокруг могилки: «Совсем немного постоит, и можно пить...». Растительное масло, платки, четки, детские чепчики освящаются здесь без всякого молебна, от одного лишь соприкосновения с «батюшкиной силой».

Колодец, из которого черпают воду, чтобы очистить ее на могилке Фото: Александр ВОРОНКИН

После службы удалось с «сестрой» пообщаться еще раз.

- Первые два дня вы можете приехать как паломник, - говорит она. - По истечению двух суток вы должны приобрести семь книг, каждая их них стоит около 5 тысяч рублей. И дала нам номер некой Валентины, у которой эти самые книги нужно купить.

Во время разговора она пытается «нащупать» насколько обеспечен человек.

Говорю:

- Я из Москвы.

- На какой улице вы живете?

- На Мосфильмовской.

- Так это же почти в центре? Тогда я дьякона позову.

Дьякон вещает воодушевленно, глаза горят.

- Старец Алексей говорил о том, что грядет глобальная война, знаменующая конец света. В этой войне погибнут мегаполисы, спасутся лишь те, кто нашел убежище в Михайловской обители. Поэтому я думаю, что вам стоит хотя бы на два дня пожить, поработать у нас.

Сославшись на то, что мне нужно, посоветоваться с родственниками и я пообещала приехать дня через два.

Задворки михайловской обители Фото: Александр ВОРОНКИН

«Святая» земля из КАМаза

Всех новичков, мы не оказались исключением, заставляют взять мешочек с землей с могилки старца Алексия, которая якобы избавляет от всех недугов. Когда мы уезжали, видели, как подъезжал КАМаз и выгружал тот самый «волшебный» песок на могилу старца.

Последнее, что я наблюдала в этом странном месте – крестный ход. «Михайловцы» ежедневно, в любую непогоду идут на могилку, «к своему отцу». Вышедшая из обители толпа воодушевленно, с пением вливается в ограду чужого для нее Успенского храма – чтобы уйти затем, не переступив его порога.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Почему так непотопляема Михайловская обитель? Не из-за тех ли денег, которые люди приносят в церковь, продавая свои квартиры. Остается только предполагать. Хотела бы я здесь остаться? Нет.

У меня не появилось никакого ощущения прикосновения с чудом.

Да есть решение суда, да до сих пор здание стоит, но правильно ли будет просто прийти и развалить его? Не знаю. В этой истории правы не будут ни те кто снесут обитель, ни те, кто пропагандируют, якобы, истинное православие. Что манит туда людей? Может, стоит возглавить их?

Добавило ясности мнение нашего Пензенского епископа Вениамина:

- Люди за стеной без благословения Церкви приравняли миссию этого человека к миссии Христа. Это ересь, это их заблуждение. Вспомните слова святого апостола Павла: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте, - сказал он.

Добавить тут, пожалуй, нечего.